Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Что необходимо знать о Причащении

1. Осознанно желать Причастия, понимая его значение. Желая подойти к Чаше необходимо, по слову апостола Павла, «рассуждать о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29), т.е. осознавать смысл Причащения, его значение для христианина. Причащение есть соединение с Самим Богом, самое тесное общение с Ним. Тело и Кровь Христовы – это огонь, сжигающий терния души – грехи. Причащение должно быть результатом осознанной, твердой личной веры, а не магического или легкомысленного отношения к нему. Недопустимо, чтобы Причащение обусловливалось чьим-либо авторитетом, «долгом», настоянием знахарки или «целителя» как условия предоставления их услуг, или давлением со стороны.

2. Иметь мир со всеми. Непременным условием Причащения является мирное состояние души, мир со всеми людьми. Но этот мир не должен быть формальным, как бы неким перемирием на время Причащения. Во всяком случае, если Вы на кого-то обижены или не желаете общаться с таким человеком, в Вашей душе не должно быть желания отомстить ему. Страшно приступать к Чаше в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус Христос сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5,23).

3. Не совершать и не пребывать в смертных грехах, отлучающих от Причастия. Это, прежде всего, убийство (в том числе аборты), беспорядочные отношения между мужчиной и женщиной до брака и вне брака, предательство Бога через обращение к разного рода гадателям, астрологам, экстрасенсам, целителям. Препятствием к Причащению является и пребывание в состоянии т.н. «гражданского брака». В данном случае подразумевается не брак, зарегистрированный в ЗАГСе, который Церковью признается законным, а безответственное проживание двух людей, называемое блудным сожитием. В случае отступления необходимо, прежде всего, воссоединиться с Церковью через исповедь в храме. При этом необходимо помнить, что формальное исповедание грехов, без желания измениться, прекратить пребывание в них, является профанацией. Причащение в таком состоянии принимается «в суд и в осуждение».

4. Всегда вести христианский образ жизни. Повседневная жизнь христианина должна быть совместима с постоянным участием в Причащении. Поэтому не следует придумывать никаких специальных периодов подготовки к нему. Существенным содержанием жизни, которую должен вести христианин, являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Священного Писания — Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей (см. 10 заповедей и Нагорная проповедь: 5-7 главы Евангелия от Матфея) и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей к преступлению. Важными составляющими духовной жизни являются постоянное испытание совести и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный — предпасхальный Великий пост) и участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни.

5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост» или «евхаристический пост». Согласно «Учительному известию», от пищи и питья необходимо воздерживаться с полуночи перед Причастием. Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 1969 года, продолжительность литургического поста должна составлять не менее 6 часов. Справедливости ради необходимо отметить, что данная норма касалась не Литургий, совершаемых в обычное время года, а Литургий Преждеосвященных Даров, которые по уставу должны совершаться вечером. Но указанное правило можно применять в том случае, когда Литургия совершается не утром, а в полночь (на Рождество Христово, Богоявление, Пасху).

В любом случае, если Вы после полуночи ненароком выпили немного воды, а утром к 9 часам собираетесь на литургию — это не повод отказываться от Причащения. Точно так же не повод отказываться от Причастия, если утром ненароком была проглочена вода при умывании. Следует помнить, что данная дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом или другими тяжелыми формами заболеваний, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, предписанные врачом.

Кроме того, если Вы не поститесь (что, впрочем, совсем неправильно и ненормально) еженедельно в среду и пятницу, в четыре многодневных поста: Великий, Петров, Успенский и Рождественский (это касается физически здоровых людей, не имеющих тяжелых форм заболеваний), то существует практика трехдневного поста перед Причащением.

6. Исповедь. Как правило, перед Причастием совершается обязательная исповедь. Она может быть как непосредственно перед Литургией, так и вечером накануне или за несколько дней. Тем людям, которых священник знает как сознательных христиан, живущих согласно вере и регулярно причащающихся, может быть позволено причащаться без обязательной исповеди перед каждым Причастием – такова практика некоторых Поместных Православных Церквей, и в ней нет ничего обновленческого. Во всяком случае, вопрос исповеди решается индивидуально с духовником, а не самостоятельно.

7. Молитвенная подготовка перед Причастием включает в себя чтение Последования ко Святому Причащению, в которое входят псалмы, канон и десять молитв. Молитвенное правило исполняется или вечером накануне Литургии, или утром (можно и разделить: псалмы и канон – вечером, десять молитв – утром). Здоровому человеку, не обремененному неотложными служебными делами и семейными заботами, необходимо придти накануне в храм на вечернее богослужение, с которого начинается суточный богослужебный круг, завершающийся Божественной Литургией следующего дня. Во время Литургии в храме, которая одновременно и готовит, и вводит в Божественное таинство Причащения, нужно молиться вместе со всеми, а не отвлекаться на беспокоящий телефон (его лучше на это время вовсе выключить), бытовые перешептывания со знакомыми или «дочитывать» свое правило. На это время надо «отложить всякое житейское попечение». Чтение других молитвословий, таких как каноны покаянный, Богородице, Ангелу-хранителю, акафист Иисусу Сладчайшему, остается на усмотрение каждого верующего и может быть исполнено в любое время.

8. Супружеское воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения необходимо воздержаться от телесных супружеских отношений.

9. Без Причащения мы не христиане. Только приобщение Тела и Крови Христовых делает нас подлинными христианами и живыми членами Православной Церкви. Поэтому Причащение должно быть не эпизодичным, не от случая к случаю, а постоянно-регулярным.

Ознакомиться более подробно со смыслом и значением в жизни христианина Таинства святого Причащения можно из бесед настоятеля храма на данную тему:

1. Предисловие.
2. Беседа 1 (что такое Причащение, для чего необходимо причащаться, что оно дает христианину).
3. Беседа 2 (что собой являет Литургия, на которой происходит Причащение). 
4. Беседа 3 (святые отцы и учители Церкви о значении и необходимости Причащения).
5. Беседа 4 (о достойном и недостойном Причащении, о подготовке к Причащению).
6. Беседа 5 (для родителей, о причащении детей). 

1078