Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Восьмая заповедь

Восьмая заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

«Не укради» — так звучит восьмая заповедь Закона Божия. Запрещает она воровство, т.е. незаконное присвоение чужого имущества. Корни этого греха уходят очень глубоко внутрь человеческого сердца, делая воровство не просто некрасивым и неприличным делом, но очень тяжким грехом, лишающим человека Царства Божия.

Мысль присвоить себе что-нибудь чужое появляется от желания обогатиться  легким способом. Человек не хочет напрягаться, проливать кровь и пот, как делают это другие люди, но хочет иметь плоды трудов, потому что своим положением он явно не доволен. Это касается как краж в особо больших размерах, так и воровства простого карандаша у соседа за партой.

Само по себе желание обогащения и комфорта, как мы уже говорили, не греховно, потому что оно отражает заложенное в духовной природе человека стремление к совершенству и заложенное в физическое природе стремление окружить тело теплом и уютом. Но, когда это безобидное желание превращается в идола, когда тело берет верх над душой, когда ради обогащения человек отворачивается от Бога, тогда стремление к обогащению становится греховным. Как говорил святитель Филарет (Дроздов), к богатству мы должны относиться как к дорогому гостю, встречать его честно и провожать честно. Если вдруг ты стал богаче других и имеешь хорошие материальные запасы, относись к ним так, как к средствам, данным тебе Богом для чего-то. Помни, что Господь просто так ничего не дает. Вот у тебя появились деньги, ты можешь на них устроить свой быт. Поблагодари за это Бога и устраивай быт, но с настроем, что в любой момент Господь может все это забрать. Не нужно срастаться сердцем с материальным благополучием.

Получил богатство, помни, что оно у тебя не только для тебя, но и для того, чтобы ты делился им. Делись по возможности и не жалей, что расстаешься с заработанным, потому что Господь дает тебе за твои труды столько, чтобы ты мог поделиться. Т.е. Он дает тебе и нищему, но то, что принадлежит нищему, Он дает тебе, чтобы проверить, на кого ты больше надеешься, на деньги или на Бога, дающего  деньги.

Каждый христианин должен понимать, что Бог его ставит в такое положение, которое лучше всего для его спасения. И все скорби, переносимые человеком, являются огненными языками, очищающими его душу от греховного налета. В том числе скорби от недостатка материальных средств.

На самом деле для комфортного существования особо много то и не нужно. И все, наверное, замечают, что человеческие желания растут поэтапно. Вот человек живет в своем скромном домике и думает: «Была бы у меня возможность заменить старый жесткий диван на новый, и больше ничего не нужно». Когда заменит, глаза открываются на следующее: «Переклеить бы обои, и все будет очень хорошо». Но, можно точно сказать, что даже, когда он купит один из островов в Тихом океане, он все равно не успокоится. Все равно чего-то не будет хватать… А по сути, нужно не много. Главное – нужно иметь твердую мысль, что Господь дает столько, сколько нужно на данный момент. Будет нужно больше, Он обязательно даст.

Когда же человек протягивает свою руку за чужим, он поднимает бунт против Бога. «Почему у него это есть, а у меня нет?» — думает человек и крадет.

— Но не всегда воровство является открытым бунтом. Например, человек едет в электричке без билета. Он не бунтует, он просто экономит на проезде.

Экономит за счет других. Деньги, получаемые с билета, идут на зарплату работникам ж/д, на ремонт электричек и железных дорог. А, совершая безбилетный проезд, человек отнимает время у машиниста, изнашивает машину и дорогу, а благодарности за это не приносит. А с другой стороны, такой человек проявляет свое недоверие Богу. Ведь он рассчитывает, что сможет с помощью такого нечестного способа иметь больше, чем имел бы, трудясь честно. Т.о. он все-таки бунтует против Создателя. То же происходит, когда люди пользуются нелицензионными, взломанными компьютерными программами. Конечно, сложно приобрести дорогостоящие программы, но это будет более честно, и за это Господь обязательно воздаст во сто крат.

— А что делать, если прохожий находит деньги, пытается найти владельца, но не находит? Может ли он оставить их себе?

 Такие случаи, насколько я понимаю, предусмотрены Российским законодательством, и предписывают относить найденные ценности в милицию.

— А если сумма небольшая?

Вообще, святые отцы, если у них были подобные случаи, просто убегали от лежащего бесхозного золота, как от огня, потому что змий может опутать, когда ты этого не ждешь. Поэтому, лучше не брать вообще то, что нам не принадлежит. Ну, а если вы все-таки подняли деньги в таком небольшом количестве, и не хотите терять ни свое время, ни время сотрудника милиции, то отдайте эти деньги нищему или пожертвуйте на храм.

— Почему нельзя брать себе найденное? Ведь ты не воруешь, да и все ровно его кто-нибудь возьмет.

Мы не можем быть сто процентов уверенными в том, что потерянные ценности возьмет не хозяин. Ведь, если все будут правильно относиться к чужим богатствам, то никто не поднимет не свое. И так ценность будет лежать час, день, год, десятилетие, пока хозяин не начнет его искать. А, начав искать, обязательно найдет. Если же вы боитесь, что лежащую ценность возьмет кто-то вперед вас, то просто вы воруете вперед других, вот и все.

— Что нужно делать, если все-таки что-то украл?

Конечно, в первую очередь нужно от сердца раскаяться перед Богом и сходить на Исповедь, чтобы очистить свою душу от греха. Но оставлять себе украденное нельзя. Поэтому нужно перед походом в храм на Покаяние, вернуть украденное, или сделать это в ближайшее время после Исповеди.

— А что делать, если станешь свидетелем кражи?

Если есть возможность поговорить с вором, то нужно воспользоваться этой возможностью и убедить вернуть украденное. А если такой возможности нет, или это грозит опасностью, то лучше сообщить хозяину и в правоохранительные органы.

Итак, воровство и в малых и в больших своих формах является бунтом против положения, в которое Бог поставил человека, и, в конечном счете, бунтом против Бога. Человек, желающих получить Царство Небесное, должен непременно помнить, что все нужное Господь обязательно даст. Поэтому добиваться всего нужно честным трудом. Нужно трудиться в меру своих сил и ожидать результата, уповая на волю Божию. Если же человек согрешил против восьмой заповеди, то нужно вернуть украденное, и принести сердечное покаяние Богу.

Слушать аудиопередачу «Восьмая заповедь»