Храм вмч. Георгия Победоносца
в Мытищах
на территории воинской части

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Сергиево-Посадская епархия
Мытищинское благочиние

Десятая заповедь

Десятая заповедь
Автор текста:
Священник Сергий Себелев

Сегодня нам предстоит беседа о последней, десятой, заповеди Закона Моисея. Она гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

Эта заповедь запрещает страстное желание чего-либо, что принадлежит не нам. Она коренным образом отличается от остальных заповедей, касающихся отношений между людьми. Если остальные заповеди запрещают убийство, ложь, кражу, то эта заповедь напрямую направлена на пожелания нашего сердца. Поэтому ее вполне можно назвать вершиной ветхозаветной праведности. Бог хочет, чтобы мы не только не делали злых дел, но чтобы мы их не желали. Поэтому и праведник не тот, кто таков наружно, но кто таков внутри. В качестве иллюстрации этих слов я вам расскажу одну историю.

Один праведный человек по имени Ловро оставил свое село и, поселившись в горах, стал жить уединенно. Он старался искоренить из своей души все лишние желания. Несколько лет Ловро думал лишь о Боге, молился Богу и постился. Когда он снова вернулся в село, все односельчане дивились сиянию его святости. И все его почитали за праведного человека Божия. Был в том селе некто по имени Тадия. Тадия позавидовал Ловру. Решив, что и он тоже может стать таким же, как и Ловро, Тадия удалился Тадия в горы, и начал свой самочинный подвиг в одиночестве.

Через месяц вернулся Тадия в свое село. И когда односельчане спросили его: «Что ты делал в течение месяца?», он сказал: «Убивал, крал, лгал, нападал на людей, хвалился, прелюбодействовал, чинил всевозможные беззакония». «Как же так, ведь ты был там один?» – удивились люди. «Да, телом я был один, но душой и сердцем был я среди людей непрестанно, и что не мог делать руками и ногами, и языком, и телом своим, все это творил в душе и сердце своем» – ответил «подвижник».

Легче повиноваться первым заповедям, легче не делать зла. Но не желать зла почти невозможно.

— Можно сказать, что зависть не только грех, с которым трудно бороться, но это самый первый грех, ведь по его причине Денница отпал от Бога.

Да. В книге Премудрости Соломона говорится, что «завистью диавола вошла в мир смерть». В первом грехе человека тоже можно увидеть зависть по отношению к Богу. Первое убийство было совершено по причине зависти Кайна.

Зависть можно сравнить с мечем, имеющим лезвие, отточенное с двух сторон. И обе стороны могут сделать рану. Зависть наносит рану и тому, кому завидуют, и самому обидчику. Об этом предупреждает нас не только Священное Писание, но и народная мудрость. Послушайте хотя бы некоторые изречения:

Древнегреческий философ Демокрит: «Завистливый человек причиняет огорчение самому себе, словно своему врагу»;

древнегреческий философ Антисфен: «Как ржавчина съедает железо, так завистников — их собственный нрав»;

английский ученый-гуманист Френсис Бэкон: «Зависть никогда не знает праздника».

— Может ли быть зависть «белой»?

Да, встречаются такие выражения, как «белая» и «черная» зависть. Что подразумевается под этими понятиями? «Черная» зависть бывает в том случае, когда человек готов на все, чтобы только заполучить желаемое или стереть с лица земли, кому завидует. «Белая» зависть бывает, когда завидуешь, но внутри себя, не желая зла ближнему. Святее от этого такая зависть не бывает. Христианин должен, как сказал апостол Павел, «радоваться с радующимися и плакать с плачущими». Но зависть, даже «белая» доставляет дискомфорт при виде радости другого. Завистнику было бы радостнее видеть, что этот человек потерял бы все. А еще радостнее было бы, если бы вся эта радость досталась самому завистнику. Обратим еще раз внимание на то, что Господь десятой заповедью запрещает не действие, а внутреннее неправильное расположение сердца.

— Как бороться с завистью?

Прежде, чем начать борьбу, нужно для начала понять с кем ты борешься. Нужно докопаться до самого корня этого недуга. А корень зависти в самолюбии. Человек все свое внутреннее стремление, которое по праву должно быть направлено на бесконечного Бога, направляет на себя. Человек уже не движется вперед. Он останавливается и начинает смотреть вокруг себя. Теперь он уже не то, что не стремится к Богу, но его начинает задевать, что есть вообще кто-то, кроме него, кого замечают, кого уважают, кто имеет больше него. Он, сам того не замечая, чувствует себя центром вселенной. Вокруг него все должно вращаться и к нему стремиться. Вот, что представляет собой зависть. Конечно, многие слушатели сейчас со мной не согласятся, потому что они даже и не думают ставить себя на место Бога. Однако, скажу, что не стоит обольщаться. Просто мы не даем ей показать себя такой, какая она есть. А, если дадим волю, то увидим во всей красе. Поэтому, чтобы побороть в себе зависть, нужно определиться с центром. Кто для меня центр вселенной? Я сам? Или Творец? Если центр всей моей жизни Творец, то значит все его слова истинны, и все, о чем Он говорил, правда. В таком случае нужно искать Царства Небесного и правды его, а все остальное приложится. Бог обязательно даст мне все необходимое.

Для того, чтобы побороть зависть, нужно понуждать себя радоваться с радующимися и скорбеть со скорбящими, но не наоборот.

А начать борьбу нужно с того, чтобы обратить внимание на то, как мы реагируем на похвалы в адрес другого человека, что мы при этом говорим? Как мы реагируем на возвышение другого? Если в горле чувствуется ком и хорошее настроение куда-то исчезает, значит есть над чем потрудиться.

 Итак, сегодня наши беседы о заповедях Моисея подошли к концу. Постараемся теперь понять и запомнить, что эти заповеди не являются правилами игры. Бог не требует от нас чего-то невозможного. Он не ищет момента, когда бы нас наказать. Через заповеди, данные Моисею на горе Синай Господь открыл нам опасные пути, опасные дела и сердечные настроения, которые уводят нас от Бога, Источника Жизни. Подавая этот закон, Творец обращается к нам: «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое». Если хотите понять, как выбрать жизнь, можно точно ответить: соблюдайте заповеди. Кто не соблюдает заповеди, тот избирает смерть.

Слушать аудиопередачу «Десятая заповедь»